3325 лет назад Моше рабейну вывел евреев из Египетского рабства. На 50-й день Исхода, утром, целый народ в пол-
ном составе у подножья горы Синай получил… Что же именно было получено у горы Синай? «И сказал Г-сподь Моше: Взойди ко мне на гору и будь там, и Я дам тебе лухот а-эвен (каменные скрижали), и Тору и мивцу (заповедь), которые я начертал для наставления им (Пятикнижие, книга 2, гл. 24, 12)». В Талмуде уточняется, что включает в себя каждое из перечисленных понятий. «Лухот а-эвен» (каменные скрижали) – это асерет а-диброт (Десять речений, часто это выражение ошибочно переводят как «десять заповедей»). «Тора» (Учение) – это Хумаш (Пятикнижие, от слова хамеш - пять). «Мицва» (Заповедь) – это Мишна. Ее назначение – пояснить текст Торы, в особенности касающийся выполнения мицвот (заповедей). Мишна – один из важнейших разделов устной Торы. «Которые я начертал» – это Невиим (Книги пророков, от слова нави - пророк) и Ктувим (Книги писаний, от слова катув – написанный, записанный). Тора, Невиим и Ктувим составляют письменную Тору (ТАНАХ). «Для наставления» – это Талмуд. Он занимается подробным разбором положений, записанных в Мишне в краткой форме. 14 мая канун праздника Шавуот, праздника дарования Торы. Вечером тульские евреи собрались в синагоге на праздничную молитву. Затем трапеза и урок… До четырех часов утра, как это принято в большинстве еврейских общин. Нужно было хорошенько разобраться, понять, чт? именно мы собирались получить утром. Рав Ариэль Масалитин вел урок таким образом, что спать никому не хотелось. А послушать раввина пришли не только взрослые, но и дети. 11 человек учили Тору, Мишну, Талмуд. Так оно в общем и должно быть, неслучайно все еврейские праздники носят семейный характер. А община – это наша большая семья. У горы Синай была дарована Тора всему народу, все стояли у ее подножия: мужчины, женщины, дети. И с тех пор мы ежегодно принимаем Тору: мужчины, женщины, дети. Мы изучаем еврейские законы, чтобы соблюдать их, а это воз- можно только в семье. 15 мая утром праздничная молитва в украшенной березовыми ветками синагоге, а затем кидуш и молочная трапеза, согласно многовековой еврейской традиции. Вечером рав Ариэль читал лекцию для попечителей общины. На трапезу после лекции, кроме попечительского совета, были приглашены также благотворители общины. На мероприятии бы- ли новые люди, и это говорит о том, что тульская еврейская община живет активной жизнью и успешно развивается. 16 мая на утренней молитве было особенно многолюдно. В этот день читают Изкор (поминальную молитву). У нас не принято поминать минутой молчания… Еврейская традиция требует «активной памяти», словами и делами. И туль- ская община яркий тому пример. Овадья Мишиев
|